Учебник     |    Обратная связь     |    Последние отзывы     |    Форум
Мир поэта » Информация » Учебник » Правила стихосложения: «Изобразительность речи»

Правила стихосложения: «Изобразительность речи»

 
10-04-2013, 20:08
1463 0 4
Опубликовано в разделах:
Информация » Учебник
 
Настоящий раздел сконструирован на основе цитат и выдержек из книги:
Учебный курс Теории Словесности для средних учебных заведений, сост.
Н.Ливанов: изд. восьмое, С-Пб, 1910
Наши читатели смогут сами определить, на сколько за 90 прошедших лет шагнули
взгляды и воззрения на элементы изящной словесности.
Правильность, ясность, точность и чистота - это, как замечено ранее, такие свойст -
ва речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы
речи. Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет
изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов,
явлений событий и действий. Изобразительности речи способствуют:
1) эпитеты;
2) сравнения;
3) тропы;
4) фигуры.

Эпитеты


Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предме -
тов, производящие на человека особенно сильное впечатление.
Напр.: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого
рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и
картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутрен -
ние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут быть: а) суще-
ствительные (Волга - матушка, рожь - кормилица), б) существительные с прила-
гательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки), в) каче-
ственные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать).
Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно соп -
ровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянны -
ми: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д.

Сравнения


Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:

И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
(Лермонтов)

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное,
неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.
(Кольцов)
Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.
(Некрасов)
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
(Пушкин)

Отрицательные сравнения. Особый вид сравнений представляют так называемые
отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произ-ведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же
время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество
сходных предметов).

Не белы снеги забелелись:
Забелелись каменны палаты.

Не былинушка в чистом поле зашаталася:
Зашаталася бесприютная головушка...

Что не ласточки, не касаточки
Вкруг гнезда увиваются:
Увивается тут родная матушка;
Она плачет - как речка льется.

Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:

Не серна под утес уходит,
Орла заслышав тяжкий лет:
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенья ждет.
(Пушкин)

Тропы

Тропы (греч. tropos - оборот).
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их
значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а
для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выра -
жениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собствен -
ном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, гла- голы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний
природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в перенос -
ном смысле, и называются тропами.
Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном
смысле, тропы делятся на несколько видов: а) метафора, б) аллегория, в)
олицетворение, г) метонимия, д) синекдоха, е) гипербола, ж) ирония.

Метафора


Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основа -
нии сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка
напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури
напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре пере -
носятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (веществен -
ный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или
свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевлен -
ный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.

Аллегория


Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное зна -
чение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на це -
лую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких
аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий
представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического
характера ("Пророк" Пушкина).

Олицетворение


Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.
(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...
(Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(Кольцов)

Метонимия


Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на осно -
вании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между при -
чиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владель -
цем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и
содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи
одно вместо другого. Напр.:

Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
Автор - произведение: читаю Пушкина
Владелец - собственность: сосед горит!
Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал"
Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.

Синекдоха


Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на осно -
вании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение
существует между частью и целым, единственным и множественным числом, опре -
деленным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:

а) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за
родину свою".
б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы

будем шведу", неприятель показался.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана...
(Лермонтов)

"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают."
("Опыты" - Перевощикова)

в) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"
Антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени
собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков
(прохвост) и т.п.

Гипербола и литота

Гипербола и литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы
трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца;
его от земли не видать (малорослого).

Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)

Ирония


Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противопо -
ложным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят:
умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит
ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова"
Грозный такими словами изрекает смертный приговор:


А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...

Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением.
У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!

Фигуры


Фигуры (от лат. figura - изображение). Фигурами называются такие обороты речи, в которых писа -
тель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая
под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответст -
вующее настроение. Виды фигур. Таких видов шесть:
1. Обращение или апострофа. 2. Повторение.
3. Усиление или градация. 4. Противопоставление или антитеза.
5. Умолчание 6. Восклицание.

Обращение или апострофа


Обращение или апострофа. Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?
(Пушкин)
Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!
(Народная песня)
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
(Лермонтов)

Повторение


Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла...
(Никитин)

Усиление или градация


Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их
важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только
не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не
давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

Противопоставление или антитеза


Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противо -
положных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу чело -
века быстрой сменой противоположных впечатлений.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики...

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог.
(Державин)

Умолчание


Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме:
Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя?
Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша?
Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали
мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.)

Восклицание


Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая воск -
лицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие
на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает
восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком...

Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.

 

Добавить отзыв

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
url
color
|
hide
quote
translit


Вопрос:


напишите фамилию Антона Павловича Чехова?
Ответ:

  
 

Личный кабинет
Опрос посетителей
Популярные стихи
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 - All Rights Reserved.
Главная     |    Обратная связь    |    Друзья сайта     |    Последние отзывы     |    Чат     |    В начало