Учебник     |    Обратная связь     |    Последние отзывы     |    Форум
Мир поэта » Информация » Учебник » Правила стихосложения: «Разновидности стихотворений»

Правила стихосложения: «Разновидности стихотворений»

 
10-04-2013, 18:46
1645 0 4
Опубликовано в разделах:
Информация » Учебник
 
Акростих

За термином акростих скрывается достаточно редкий, но весьма интересный и мно-
гими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-
нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мас -
терства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может исполь -
зоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.

Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного стихотворного тво -
рчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и те -
лестих (где используются конечные буквы).
В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфа -
витного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов.

Канава

О, люди! Это вовсе не пустяК:
Нетороплива, даже величавА,
Корабликов бумажных караваН
Несёт, хоть не вода в ней, а отравА,
Природные законы все попраВ,
Обычная вонючая канавА

(Ясный Рассвет)

Вольный стих


Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической?
Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обла -
дающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой
другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано.
Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руково -
дстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах.
При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять
автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой раз -
говорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные
слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих. Особенность такого стиха -
строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного
количества стоп. Рассмотрим пример:

Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву

В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюде -
нием рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать
его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек"
("Веселые картинки", N5 1986):

Дети любят игрушки.
Так все говорят!
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Жаль,
Что это НЕ ВСЕ замечают!..

Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то
Бог послал кусочек сыра и т.д.")

Смешанный стих


У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный,
который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко - горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы...

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопны -
ми же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

Верлибр


Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выра -
зить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы -
ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем
стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядо -
ченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторе -
нием каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же
иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит
однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихот -
ворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и
определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привес -
ти русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностран -
ных) авторов.

* * *
Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не бывало.
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
этого города.
В каждом их слове и взгляде.
(Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского)

В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной
интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха.
К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений,
совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало
ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное по-вторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без
перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан древне-ирландский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.

Белый стих


Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от
канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр,
ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась
неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта
от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские
стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки
Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива
И теперь спешит вот к дому
Через десять целых лет.
Соловьишка песнь выводит,
Счет годам ведет кукушка,
Ну а думы все Еремы
К родной горнице летят...

Стихи в прозе


Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и
прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии).
Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабы -
лись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал:
"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я
с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым уле -
тают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

 

Добавить отзыв

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
url
color
|
hide
quote
translit


Вопрос:


напишите фамилию Антона Павловича Чехова?
Ответ:

  
 

Личный кабинет
Опрос посетителей
Популярные стихи
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 - All Rights Reserved.
Главная     |    Обратная связь    |    Друзья сайта     |    Последние отзывы     |    Чат     |    В начало