Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окон -
чания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных
строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы являет -
ся совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания
стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.
Мужская рифма
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Женская рифма
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая рифма
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет
схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно,
и связано название этой рифмы.
Девочка во поле с дудочкой ивовой,
Зачем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая рифма
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки
слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произве -
дениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не
всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы
звучит так:
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные.
Рифма точная и неточная
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях
стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк;
в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является
совпадение ударных гласных.
(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)
Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма?
Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различи -
тельных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало
возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы,
тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по
всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое разли -
чие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по
месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже восприни -
мается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два пос -
ледние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две
условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удер -
живают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2,
глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время
рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место обра -
зования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и
мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно ре -
дко, так из трех пар рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы"
более пред почтительны второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие)
и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях.
Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини -
силе - красивы).
Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной
рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные
окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от
созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.
Системы рифмовки
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы
рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмую -
щихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит
разнообразить свои строфы.
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым
(аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окон -
чания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ
подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм
(ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточ -
ными строками).Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы
рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмую -
щихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит
разнообразить свои строфы.
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым
(аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окон -
чания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ
подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм
(ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками).
Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб).
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в рит -
мическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается
на отдельные двустишия).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) -
уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй -
с третьим.(абба)
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка
как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование
сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и дог -
матично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в лю -
бом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведано -
го, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными кано -
нами.