Учебник     |    Обратная связь     |    Последние отзывы     |    Форум
Мир поэта » Информация » Учебник » Михаил Васильков: «Поэтическая грамматика для начинающих поэтов»

Михаил Васильков: «Поэтическая грамматика для начинающих поэтов»

 
22-03-2019, 10:47
1051 1 3
Опубликовано в разделах:
Информация » Учебник
 
– Это поэтическая грамматика для начинающих поэтов?!

– Ещё какая!

Содержание:

I. Темы. Идеи.

II.Образы. Композиция.

III.Стихотворный размер. Ритм (отсылка к электронной программе).

IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.

V. Учебный материал.

VI. В помощь (электронные программы: "Пять в одном" и др.).

VII. "Узелки на память".

VIII. Приложение (словарь качеств и др. полезная информация).

IX. Короткое послесловие.

I. Темы. Идеи.

«Горячая десятка»:

1. Тема Родины и народа. Родину не выбирают – её защищают, за счастье народное борются. Гуманизм. Обличение деспотизма.

2. Живая современность, её самые острые, самые болевые проблемы с точки зрения народной правды, здравого смысла.

3. Человек и Природа. Храм Красоты.

4. Тема человеческого подвига. Воспевание Человека, и в страдании не теряющего своего величия, внутреннего достоинства.

5. Тема любви.

6. Мифология, легенды, историческое прошлое, пропущенное через призму творческой фантазии.

7. Философия жизни. Иронический и весёлый взгляд на молодость с её легкомыслием, на зрелость с её снобизмом, на старость с её причудами.

8. Тема искусства, торжествующего над временем.

9. Тема поэта и поэзии.

10. Тема стоицизма: стонать, молиться, плакать – удел рабов. Оптимизм. Бодрость. Мужество. Добрый смех, шутка, улыбка. "Говоря о смерти, воспевайте жизнь!"

Поменьше пальбы из пушек по воробьям.

II. Композиция. Образы.

"Лучшая десятка рекомендаций":

1. Соблюдайте законы перспективы! Благодаря перспективе предметы можно приблизить к переднему плану, увеличив их размеры, или отдалить, уменьшив, во времени и пространстве. Делать это можно с помощью пространственных и временных наречий и др.

2. Должна быть какая-то исключительность, особенность, нестандартность изображаемого момента, что позволит привлечь внимание к происходящему.

3. Недостатки компоновки - обилие фигур, второстепенных деталей, лишённых выразительности. Надо, чтобы читатель сконцентрировал своё внимание на главном. Тургенев, изображая разночинца-демократа Базарова, обращает внимание на его руку и балахон - и этого достаточно, чтобы показать происхождение и род занятий героя.

4. Большое значение имеет объём произведения для компоновки всего изображаемого. Стремитесь к краткости, как учил Чехов. Лирику отличает от прозы прежде всего динамичность слова. Малый объём и динамичность предопределяют жёсткий отбор, и немногое отобранное получает непомерную нагрузку. Это относится, например, к внешности, к жестам персонажей.

А.Фет написал:

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

А вот ахматовские строки, передающие волнение героини :

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

В поэзии эти строки поражают читателя, а в прозе они вряд ли произвели бы сильное впечатление.

5. Принцип целесообразности – все средства, используемые художником слова, должны быть подчинены теме и идее произведения.

6. Поэт, как и художник, до начала работы должен ясно представлять все подробности изображаемого, конкретность момента и места действия, число фигур и их расположение, о чём они будут говорить, как они будут действовать.

7. Построить картину надо так, чтобы переменить ничего нельзя было: ни одного слова, ни одного знака препинания, ни одного движения персонажа.

8. Построение произведения:

а) слово (особенности языковые);

б) сопутствующие образы (свет, звук, пространство, время, образы вещей, цвет, интерьер и др.);

в) отдельный образ - персонаж(портрет, характер, речевая характеристика. Где и когда? С кем? Каким образом? Что? и т. д.);

г) мотивы поведения, действия персонажа (основные, микромотивы. Мотивы складываются в сюжет, сюжетные линии переплетаются - так строится композиция);

д) тема и идея.

9.Портрет персонажа: внешность, черты лица, детали одежды, душевное состояние, взгляды и духовные ценности, социальный статус, семейное положение, рассказ о прошлой жизни и т.п.

10. Упрощённо схемы композиции выглядят так:

1.Кто?(Что?) - Где? - Когда?(В прошлом, настоящем или будущем? Как долго?) - С кем? - При каких обстоятельствах? - Каким образом? - Что из этого получилось?

2. Предыстория - история - эпилог (возможны дополнения и вариации).

III. Стихотворный размер. Ритм.

Электронная "программа без промаха" проверит "алгеброй гармонию".

Найдите в Интернете электронную программу с приложениями Poem Parser-3, которая поможет вам расставить ударение, проверить ритм, определить размер, найти ошибку. Наряду с классическими размерами силлабо-тонической системы стихосложения (ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом) она определяет тонический стих или указывает, что структура не опознана.

Не найдёте - слушайте музыку стиха! Пойте! И забудьте про все размеры! Русская душа подскажет ритм не хуже всех программ и учебников.

IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.

Если учиться у кого краткости, яркости, точности, простоте, выразительности, то лучше у самого Пушкина. Это образец, эталон. "Пушкин - это наше всё".

10 приёмов и средств выражения из поэзии Пушкина:

1. Инструментовка стиха:

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет;

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет.

Сравни похожую инструментовку у Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Скопление «р» передаёт громовые раскаты.

Инструментовкой можно передавать шум воды, ветра, топот ног, копыт, подков и др.

Одно "но".

Пушкин, написавший: "Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой", в совершенстве владел инструментовкой. Но он, очевидно, считал, что поэт может себе это позволить изредка, решая определённую задачу. Сплошная инструментовка стиха, надо думать, показалась бы Пушкину ребяческой затеей.

Есть ещё смысловая инструментовка. Она была ещё более существенной для поэтов-символистов.Например, достаточно таких семантических знаков, как Маир, Ойле, Лигой, чтобы создать Сологубу прекрасный мир мечты:

Земля Ойле живёт в волнах эфира,

Земля Ойле,

И ясен свет блистающий Маира

На той земле.

2. Способ обрисовки целой картины через какую-нибудь характерную мелочь.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

Можно ли ярче передать ощущение зимы и мороза, чем через этот «поцелуй» и «пыль снегов»? Ростов у Толстого целует Соню, чувство поцелуя смешивается у него с запахом жжёной пробки. Этот способ обрисовки идёт от Пушкина.

3. Большую роль в поэзии играет символика. У Пушкина конкретная дорога получает значение жизненного пути вообще со всеми его печалями и радостями. Стоит заглянуть в словарь символов.

4. Поэтическая речь любит намёки. Классик часто намекает на что-то известное только двоим – автору и той, к которой он обращается:

Сказать ли вам моё несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слёзы в одиночку,

И речи в уголку вдвоём,

И путешествие а Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

О чём слёзы? С кем вдвоём? Зачем в Опочку? Что обозначает это фортепьяно?

Только намёки, но за ними вырастает определённая картина: есть соперник, он живёт где-то около Опочки, героиня уединяется с ним в углу, что-то происходит за игрой на фортепьяно и т.д. Согласитесь, что намёки создают загадочность, таинственность, подогревают интерес читателя. Возьмите это на вооружение.

5. Игра на паузах. Живое чувство не передаётся гладкими фразами – оно требует свободных эмоциональных оборотов речи, улавливающих малейшее сердечное движение. Иногда пауза действует сильнее, чем какое бы то ни было – хотя бы самое краткое – высказывание. Бывают случаи, когда «лишь молчание понятно говорит». И Пушкин был неподражаемым мастером игры на выразительных паузах.

Теперь она сидит, печальна и одна…

Одна… Никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна…ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных…

Далее пропуск: три строки точек. Что же скрывается за этим пропуском – конечно, мнимым? Ревнивые мысли. Дальше он их отбрасывает:

Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен.

Строка точек, и затем только 2 слова, развязка всей драмы ревности:

Но если…

6. Поэтический фон (цветовой, звуковой, вкусовой, предметный и т.д.) помогает выделить элементы композиции и создать настроение.

Это может быть пушкинский аромат сирени и горький дым костров, осенняя позолота и т.д.

Запах антоновских яблок (у Бунина).

7. Закон пластики. Жесты, мимика, поза, движения передают не только ситуацию, но и самую сущность характеров. Пластически изображается молчаливое горе черкешенки после исповеди пленника:

Раскрыв уста, без слёз рыдая,

Сидела дева молодая.

Туманный, неподвижный взор

Безмолвный выражал укор;

Бледна как тень, она дрожала;

В руках любовника лежала

Её холодная рука…

8. Авторская позиция. Иногда лучше стоять «над борьбой». Пушкин в «Медном всаднике» и в «Цыганах» не дает морали. Выводы он предоставляет уму и сердцу читателя.

9. Фольклорные истоки. Пушкин внимательно изучал пословицы, поговорки, народные песни и всякого рода старинные выражения. С украинским песенным материалом Пушкин знакомился по изданию «Малороссийских песен» М.А. Максимовича. По рассказу Максимовича, Пушкин при написании «Полтавы» сам говорил ему, что «обирает» его песни.

Народно-поэтические приёмы, которые использовал Пушкин:

1) отрицательные сравнения:

Не серна под утёс уходит,

Орла послыша тяжкий лет,

Одна в сенях невеста бродит,

Трепещет и решенье ждёт…

2) отрицательные эпитеты:

Не долгогривыми конями…

3) народно-поэтические метафоры:

И ночь, когда голубку нашу

Ты, старый коршун, заклевал.

4) повторения, играющие роль эпической формулы:

Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы…

И снова:

Богат и знатен Кочубей,

Довольно у него друзей…

5) вопросительные обороты, композиция в форме загадки-разгадки, народные эпитеты и др. Примеры в стихах А.С. Пушкина.

10. Парность контрастных образов - основной композиционный приём пушкинских романтических поэм. Пленник сопоставляется с черкешенкой, Алеко с Земфирой, Зарема с Марией. И это не просто сопоставление разных характеров, а столкновение противоположных морально-психологических начал.

V. Учебный материал:

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительных средств языка: тропов, стилистических фигур и др.

Троп (греч. тропос – поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые являются близкими по какому-либо признаку .

Стилистическая фигура, или фигура речи – прием стилистического синтаксиса, используемый для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности.

К средствам художественной выразительности относятся также ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

Изобразительно-выразительные средства языка.

1. Тропы:

1) Эпитет

(от греч. – приложение) Художественное определение, подчеркивающее какое-либо свойства предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание: тучка золотая, чудное мгновение и др.

2) Сравнение

Основано на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого: глаза как небо голубое, река как зеркало и др.

3) Метафора

(от греч. – перенос) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение по тому же признаку, в котором слова как, будто, словно и др. отсутствуют: пробирается луна, серп гулял, осень плачет листвою и др.

4) Метонимия

(от греч. – переименование) Замена прямого названия предмета другим, имеющим причинную связь с первым; метафорическая образность: я три тарелки съел, мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет, заснул Париж и др.

5) Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по принципу количественных отношений: все спит: и человек, и зверь, и птица; и слышно было до рассвета, как ликовал француз, пропала моя головушка

6) Олицетворение

Особый вид метафоры, изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: ветер воет, и звезда с звездою говорит и др.

7) Аллегория

(от греч. – иносказание) Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный жизненный образ: В флорентийской мистерии 18 в. Бог посылает Душе Веру, Надежду и Милосердие в роскошных одеяниях, Дьявол – Ересь, Отчаяние, Чувствительность и другие подвластные ему силы во главе с Ненавистью.

8) Гипербола

(от греч. – преувеличение) Чрезмерное преувеличение размера, силы, значения чего-либо: градоначальник Баклан, который был такого роста, что переломился во время бури; реки крови

9) Литота

(от греч. – малость, умеренность) Художественное преуменьшение величины, силы, значения явления: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, девочка-дюймовочка

10) Ирония

(от греч. – притворство, насмешка) Иносказание, выражающее насмешку или лукавство:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог (А.Пушкин)

2. Фигуры:

1) Анафора

(от греч. – вынесение вверх) Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

В лазури пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф.Тютчев)

2) Эпифора

Повторение в конце стихотворных строк, стихов слов или словосочетаний; противоположна анафоре:

Кратчайший Георгий, горчайший – свеча моих бдений – Георгий, Кротчайший – с глазами оленя – Георгий! (М.Цветаева)

3) Антитеза

(от греч.- противоположение) Противопоставление характеров, обстоятельств, образов и т.д., создающих эффект контраста:

Они сошлись, вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.Пушкин)

4) Асиндетон

(бессоюзие) Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения: Швед, русский колет, рубит, режет... ( М. Лермонтов)

5) Полисиндетон

(многосоюзие) Преднамеренное увеличение союзов в предложении : Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В. Короленко)

6) Оксиморон, оксюморон

(от греч. – остроумно-глупое) Сочетание противоположных по смыслу понятий (как правило существительного с прилагательным или глагола с наречием): Живой труп (Л.Толстой), толпа мертвецов (Н.Некрасов). Пышное природы увяданье (А.Пушкин). Сладко рыдать (А. Ахматова)

7) Градация

(последовательное усиление или уменьшение) Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и т д.

Красота, богатство, знатность и свобода –

Всё ей даровали случай и природа (Н.Некрасов)

8) Синтаксический параллелизм

Тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф):

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла (А.Блок)

9) Эллипс, эллипсис

(от. греч. опущение, выпадение) Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения :

Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому – своё (М.Цветаева)

10) Умолчание

Заключается в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя:

- Всё?

- Всё.

- Как? не только искусство, поэзию... но и ... страшно вымолвить... (И.Тургенев)

11) Риторический вопрос

(от лат. – оратор) Вопрос, не предполагающий ответа. Он выступает в значении утверждения и усиливает эмоциональность высказывания: Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом клубится под тобой дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади... (Н.Гоголь)

12) Риторическое обращение

Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему - нибудь:

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,

Люблю тебя, как друга юных лет

13) Инверсия

(от лат. – перестановка) Нарушение общепринятой грамматической правильности речи, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность: Но слишком рано твой ударил час (Н.Некрасов)

Но изобразить словами - это не значит изложить на бумаге как можно больше и как можно больше пустить в ход приёмов. Никакие сведения и подробности, ни сравнения, ни эпитеты - ничто не поможет, если нам не интересно. А уж это зависит от автора, насколько сумеет он управлять вниманием читателя.

Самое страшное в поэзии, когда наружу вылезает приём.

VI. В помощь. Электронные программы.

1. Кубик Рубика «Пять в одном»

Существует бесплатная программа-словарь Rhymes 3 , которая позволяет легко подобрать рифму, синоним, эпитет, узнать значение слова, выбрать нужную словоформу с правильным ударением.

Эта программа облегчит ваш писательский труд. Вот адрес, откуда её можно скачать: rifmovnik.ru/.

2. Проект "Сеть словесных ассоциаций".

3.

4.http://rifmovnik.ru/find

5.http://www.reright.ru/

6.

7.https://5-ege.ru/pravopisanie-ne-i-ni/

8.http://rifmoved.ru/rifma-2.htm

9.http://my-dict.ru/dic/slovar-epitetov/887704-nervy

10.http://www.longsoft.ru/

12.http://endic.ru/epithet/K/default.htm

13.http://philologos.narod.ru/lotman/apt/index.htm

и др.

VII. "Узелки на память".

1. "Пляши от печки". В каждом стихотворении (кажется, по Блоку)должно быть "звёздное" слово, выражение, образ, которые задают тон, "придают свет" всему стихотворению и являются основой для самых неожиданных ассоциаций.

2. Одно из чудес поэзии заключается в умении высекать искру из простейших, даже самых будничных, самых банальных слов.

3. Не погуби в себя художника, погружаясь в самую тёмную метафизику, создавая вокруг себя невыносимую атмосферу нервозности, истерии, скандала. Хотя небольшой скандал, по выражению Есенина, помогает таланту.

4. "Пришёл, увидел, победил". Поэт должен увидеть, услышать, прочувствовать и отразить: придать конкретную форму даже абстрактному понятию.

Ищу тебя за гранью ожиданья,

За гранью самого себя.

Я так тебя люблю,

Что я уже не знаю,

Кого из нас двоих здесь нет. (Элюар)

5. Перевоплотись в предмет, который изображаешь, войди в его форму! Цветаева утверждала, что "поэту не стоит описывать, например, мост, на котором он стоит (мосты уже описаны), но он должен изобразить его изнутри. Осина уже дана зрительно, дай её внутренне, изнутри ствола - "сердцевиною".

6. Сделай соучастником своей беды или радости, своего отчаянья или восторга всё, что окружает тебя в мире: небо, горы, леса, реки, грозы, ливни и вещи.

7. Не изобретай слова - изобретай неслыханные отношения между словами!

8. Гоголь в статье "В чём же существо русской поэзии и в чём особенность" писал: "Даже и в те поры, когда метался он сам (Пушкин) в чаду страстей, поэзия была для него святыня, - точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необдуманно, опрометчиво из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность. А между тем всё там до единого есть история его самого. Но это ни для кого не зримо. Читатель услышал одно только благоухание; но какие вещества перегорели в груди поэта, чтобы издать это благоухание, того никто не может услышать".

9. Копируя, подражая, вырабатывай свой стиль. Прислушивайся, но "иди своей стезёй".

10. "Свет и тени должны переходить друг в друга без границ", - учил Леонардо да Винчи. И в поэтическом творчестве надо избегать следов "кисти", следов мастерства. Добивайся естественности, плавности, простоты. Это путь к совершенству.

11. "Все жанры хороши,кроме скучного!.."

Вольтер

12. Поменьше сюсюкайте! Вспомните Зощенко: "Современная молодая женщина не любит, когда ей говорят уменьшительные слова. Она не любит, когда ей говорят: "ротик", "ручки" или "ножки"...

13. "Лучшее - враг хорошему".

14. Верлен различал в поэзии "поэзию" и "литературу".

15. Душевную боль опиши "по всем правилам психиатрической науки".

16. Изучай "литературную технику" великих мастеров.

17. Сдержанность таит в себе гораздо больше степени воздействия на читателя, чем многословие, хотя бы и самое красноречивое.

18. Писать нельзя впопыхах, получается приблизительно. "Черкайте без сожаления это место, добивайтесь какой угодно ценой, чтобы оно засияло и засверкало, иначе всё дальнейшее в вас самом начнёт угасать от этой гангрены (Ал. Толстой).

19. Каждому писателю нужно видеть до галлюцинаций то, о чём он пишет. Бальзак, например, один в своей комнате вслух спорил, обличал своего героя: "Мерзавец, я тебе покажу!"

20. "Беспощадно нужно выбрасывать всё лишнее, ни одного звука для красоты. Одно прилагательное лучше двух, если можно выбросить наречие или союз - выбрасывайте, отсеивайте весь мусор, сдирайте всю тусклость с кристаллического ядра! Не бойтесь, что фраза холодна - она сверкает" (Ал. Толстой).

21. Э.Хемингуэй заметил, что подлинный художник начинает с малых форм и только посредственность сразу же принимается за эпопею.

22. "Поэзия - это форма любви" (М.М.Пришвин).

23. Хорошее вино требует выдержки. Дайте хотя бы ТРИ дня "отстояться" вашим стихам, а потом, после редакций, печатайте.

24. Произведение должно волновать автора и читателя, вызывать (в первую очередь) радостные чувства и эмоции.

25."Главное в поэзии - это звучащий нерв, это слеза души, это... вербальное отображение твоей психической сущности. Адекватное вербальное отображение психической сущности человека не имеет ничего общего со словесной изощрённостью...Писать надо необыкновенно просто - и очень чисто. И в этом высший шик и признак высшего мастерства...Писать надо твёрдой рукой (как алмазным резцом), хорошим языком".

Михаил Веллер

26." С точки зрения ценителей изощрённой, конструктивисткой, построенной в вымышленной, надуманной,литературной, навороченной поэзии Пастернака, - Есенин вообще не поэт. Тем не менее, никогда не давал Господь Пастернаку того света, чтобы он мог написать "Не жалею, не зову, не плачу..." и т.д."...как с белых яблонь дым...". Слова все достаточно простые, составлены они-то достаточно традиционно: никаких грамматических нарушений, никаких стилистических изысков, поётся само. Вот это и называется поэзией".

Михаил Веллер.(Из книги "Перпендикуляр")

27. "Критика - это когда он, критик, учит его, писателя, как бы он, критик, написал то, что написал он, писатель, если бы он, критик, умел писать".

Михаил Веллер

VIII. Приложение.

1. Человек - главный объект изображения в искусстве. Поэтому всегда под рукой должен быть "Словарь качеств":

А • авантюрный • авторитарный • авторитетный • агрессивный • адекватный • азартный • аккуратный • активный • алчный • альтруистичный • амбициозный • аморальный • апатичный • артистичный • ассертивный (уверенное поведение, адекватная оценка обстановки и своих действий) • аскетичный • асоциальный • аутентичный (осознающий свои переживания и чувства) Б • баламут • банальный • бдительный • безалаберный • безапелляционный • безбожный • безвольный • бездарный • бездумный • бездуховный • бездушный • безжалостный • беззаботный • безмятежный • безответственный • безотказный • безразличный • безрассудный • безучастный • безынициативный • безнадежный • бережливый • бескомпромиссный • бескорыстный • беспардонный • беспечный • беспокойный • беспощадный • беспрекословный • беспринципный • беспристрастный • бессердечный • бессовестный • бесстыдный • бестактный • бестолковый • бесстрастный • бесстрашный • бесхарактерный • бесхитростный • бесцеремонный • бесчеловечный • бесчувственный • благодарный • благожелательный • благоразумный • благородный • благочестивый • болтливый • боязливый • брезгливый • брутальный • брюзгливый • буйный • бурный В • вальяжный • вдохновенный • вдумчивый • вежливый • великодушный • величественный • верный • весёлый • ветреный • взбалмошный • вздорный • взрывной • внимательный • внушаемый • властный • властолюбивый • возбудимый • возвышенный • волевой • воспитанный • восприимчивый • ворчливый • восторженный • впечатлительный • враждебный • вредный • всепрощающий • вспыльчивый • вульгарный • выдержанный • выносливый • выразительный • высокомерный • высоконравственный • вычурный Г • гадкий • галантный • гармоничный • гениальный • гибкий • гиперсоциальный • гневливый • глумливый • глупый • гордый • грамотный • грубый • грустный • гостеприимный • грозный • гуманный Д • дальновидный • деловой • двуличный • деликатный • дельный • депрессивный • деспотичный • дерзкий • деятельный • динамичный • дипломатичный • дисциплинированный • доблестный • добродетельный • добродушный • доброжелательный • добросердечный • добросовестный • добрый • доверчивый • домовитый • драчливый • дружелюбный • дурной • душевный Е • елейный • ершистый • естественный • ехидный Ж • жадный • жалкий • жалостливый • женственный • жесткий • жестокий • жестокосердный • жизнелюбивый •жизнерадостный З • заботливый • забывчивый • завистливый • зависимый • заводной • задиристый • задорный • задумчивый • задушевный • закадычный • замкнутый • заносчивый • занудный • запасливый • застенчивый • затейливый • заурядный • злой • злопамятный • злопыхательский • злорадный • зрелый И • игривый • идейный • избалованный • изворотливый • изобретательный • импозантный • импульсивный • индифферентный • инертный • инициативный • интеллектуальный • интеллигентный • интуитивный • инфантильный • искренний • исполнительный • испорченный • исступленный • истеричный К • капризный • кичливый • коварный • коллективный • колкий • кокетливый • конкретный • конкурентноспособный • консервативный • конструктивный • контактный • конфликтный • компанейский • компетентный • коммуникабельный • корректный • корыстный • красноречивый • креативный • криводушный • критичный • кроткий • культурный Л • ласковый • легкий • легковерный • легкомысленный • лживый • лидирующий • лихой • лицемерный • ленивый • ловкий • лояльный • лукавый • льстивый • любвеобильный • любезный • любознательный • любопытный • любящий М • малодушный • манерный • медлительный • меланхоличный • мелочный • меркантильный • мечтательный • мизантроп (человеконенавистник) • миловидный • милосердный • милостивый • мирный • миролюбивый • мнительный • многогранный • многоликий • мобильный • могущественный • молчаливый • мрачный • мстительный • мужественный • мудрый • мягкий • мягкосердечный Н • наблюдательный • навязчивый • наивный • наигранный • наглый • надёжный • надменный • напористый • напыщенный • нарциссический • нахрапистый • несломимый • насмешливый • настойчивый • настороженный • настырный • находчивый • неадекватный • неактивный • неблагосклонный • небрежный • невежа • невезучий • невозмутимый • невосприимчивый • невротичный • недоброхотный • недоверчивый • недовольный • нежный • независимый • незатейливый • незаурядный • неистовый • неловкий • нелюдимый • ненасытный • необузданный • необязательный • неопрятный • неорганизованный • неординарный • неосмотрительный • неосторожный • неповоротливый • неповторимый • неподатливый • неподдельный • неподкупный • непокорный • непосредственный • непостоянный • непринужденный • непритворный • неприхотливый • непродуктивный • непутевый • нерадивый • неразборчивый • неразумный • нерешительный • нервный • нервозный • неряшливый • несгибаемый • несговорчивый • несносный • несобранный • нестандартный • непоседливый • непредсказуемый • несговорчивый • несдержанный • несчастный • нетерпеливый • нечистоплотный • нечуткий • неугомонный • неуклюжий • неукротимый • неунывающий • неуравновешенный • неусидчивый • неустойчивый • неуступчивый • нравственный • норовистый • нудный О • обаятельный • обидчивый • образованный • обходительный • общительный • объективный • обыденный • ограниченный • одаренный • одержимый • одухотворенный • озорной • озлобленный • опрятный • оптимистичный • опытный • оригинальный • осведомленный • осмотрительный • основательный • остервенелый • осторожный • остроумный • отважный • ответственный • отзывчивый • откровенный • открытый • отходчивый • очаровательный • отчаянный П • пассивный • пафосный • педантичный • перфекционист (стремящийся к совершенству) • пессимистичный • плаксивый • поверхностный • поддельный • подлый • подозрительный • подстрекательный • подхалимный • позитивный • показной • покладистый • покорный • понимающий • порядочный • последовательный • постоянный • похотливый • пошлый • поэтичный • правдивый • праведный • прагматичный • практичный • преданный • предприимчивый • предупредительный • предусмотрительный • презрительный • пренебрежительный • претенциозный • привередливый • приветливый • придирчивый • прижимистый • приземленный • примерный • примитивный • принципиальный • притягательный • прозорливый • проницательный • простодушный • противоречивый • прямой • прямодушный • прямолинейный • притворный • приятный • проворный • пугливый • пунктуальный • пылкий Р • равнодушный • радушный • развратный • развязный • раздражительный • размеренный • разносторонний • разумный • ранимый • раскованный • распущенный • рассеянный • рассудительный • расторопный • расточительный • расчетливый • ревнивый • резвый • резкий • рациональный • респектабельный • решительный • ригидный (оцепенелый, противоположность импульсивности) • рисковый • робкий • ровный • романтичный С • самовлюблённый • самодисциплинированный • самодовольный • самоироничный • самокритичный • самонадеянный • самостоятельный • самоуверенный • саркастичный • сварливый • светлый • свободный • свободолюбивый • своевольный • своенравный • сдержанный • себялюбивый • сентиментальный • сердечный • серьёзный • слабовольный • скептичный • склочный • скользкий • скромный • скрытный • скрупулёзный • скупой • скучный • славный • сладострастный • словоохотливый • смекалистый • смелый • смиренный • смутьян • смышленый • снисходительный • сообразительный • совестливый • созидательный • сомневающийся • соперничающий • сосредоточенный • сострадательный • сочувствующий • спесивый • спокойный • справедливый • сребролюбивый • степенной • стеснительный • стервозный • страстный • стремительный • стрессоустойчивый • строгий • строптивый • стыдливый • стяжательный • суеверный • суетливый • сумасбродный • суровый Т • талантливый • тактичный • твердый • творческий • темпераментный • терпеливый • терпимый • тихий • толковый • тонкий • требовательный • тревожный • трепетный • трусливый • трудолюбивый • тунеядец • тщеславный • тяжелый У • убежденный • уважительный • уверенный • увлекающийся • угодливый • угрюмый • удачливый • уживчивый • умелый • умный • уклончивый • улыбчивый • умиротворенный • уникальный • упорный • упрямый • усердный • усидчивый • услужливый • устойчивый • утонченный • уступчивый • уравновешенный • участливый • учтивый • уязвимый Ф • фамильярный • фанатичный • фаталист (верящий в судьбу, в предопределенность) • фееричный • филантроп • флегматичный Х • хамовитый • ханжа • харизматичный • хвастливый • хваткий • хитрый • хладнокровный • хлебосольный • хозяйственный • холеричный • хорохористый • храбрый • хмурый • хрупкий Ц • целеустремлённый • целомудренный • цельный • циничный Ч • чванливый • человечный • человеконенавистный • честный • честолюбивый • черствый • чистоплотный • чистосердечный • чопорный • чувственный • чувствительный • чудаковатый • чуткий Ш • шаловливый • шебутной • шелковый • широкий • шкодливый • шумный • шустрый • шутливый Щ • щедрый • щепетильный Э • эгоистичный • эгоцентричный • экономный • экспрессивный • экстравагантный • экстраординарный • эксцентричный • эмоциональный • эмпатичный (сопереживающий) • энергичный • энтузиаст • эпатажный • эрудированный • эстет Ю • юморной • юркий Я • язвительный • яркий • яростный • ярый...

2.Примерная характеристика художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

3. Тональность. Продумать общий эмоциональный тон поэтического произведения поможет примерная шкала эмоциональных состояний:

1) чувство безнадежности, безысходности, состояние душевной боли, горечи, грусти, отчаяния, ощущение бессилия;

2) чувство благоговения, влюбленности, волнения, восторга, восхищения, очарованность, увлеченность;

3) чувство безразличия, состояние дремоты, опустошенности, ощущения пустоты, равнодушие;

4) состояние блаженства, истомы, неги, спокойствия, покоя, умиротворения;

5) чувство душевной боли, горечи утраты, скорби, печали, разочарования, душевное сострадание;

6) борьба чувств, возмущение, напряженность, неудовлетворенность, ощущение неясности, сумбурности, непонятности жизни, смущение, смятение;

7) радость, веселье, ликование, ощущение прилива сил и внутреннего подъема, упоение;

8) состояние влюбленности, взволнованности, восхищения, предощущения счастья, нежность, томление, умиление;

9) чувство гнева, досады, злость, недовольство другими или собой, неприятие, отвращение, презрение, ощущение несправедливости, ярость;

10) грусть, печаль, ностальгия, покорность, состояние хандры, задумчивость;

11) надежда, жажда счастья, ожидание чуда, предощущение чего-то доброго;

12) интерес, изумление, удивление, состояние сконцентрированного внимания, любопытство, наслаждение «игрой ума»;

13) чувство страха, опасение, боязнь, испуг, предвидение чего-то пугающего;

14) состояние одиночества, оторванности, отчужденности, уныния;

15) ощущение прекрасного, чувство гармонии, очарование, умиротворение, эстетическое наслаждение.

IX. Короткое послесловие.

К правилам стихосложения апеллируют графоманы.

Мария Гри.

Неточности формы и стиля "режут глаз" только в стихоподобных текстах.

Явления реальной поэзии обрушиваются на нас пространством.

Мария Гри.

Блестящее знание "грамматики" и умение применять её на практике сделает вас графоманом-виртуозом, пушкинским Сальери в поэзии, а чтобы стать Моцартом, нужно то, что называется "искрой божьей", – талант.

Завершаю поэтическую грамматику стихотворением "Сальери" поэта-графомана Михаила Василькова:

Не разбить мне молчанье словесных оков,

Мёртвым словом не сдвинуть тяжёлые камни.

Я - Сальери, создатель алхимии слов,

Никому не известно моё ремесло,

И я сам не постиг его тайны.

Я чеканю слова и смотрю сквозь кристалл,

Как они расцветают узором,

Чтобы, вспыхнув на миг, став упругим, как сталь,

Тут же, в строчках, рассыпаться сором.

И, отчаянья чашу испив до конца,

Я опять начинаю сначала

Восхождение к слову тропою Творца.

Мы с ним схожи, но общего мало.

СПАСИБО!

* На иллюстрации Моцарт и Сальери.

 

Добавить отзыв

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
url
color
|
hide
quote
translit


Вопрос:


напишите фамилию Антона Павловича Чехова?
Ответ:

  
 

Личный кабинет
Опрос посетителей
Популярные стихи
 
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright © 2012 - All Rights Reserved.
Главная     |    Обратная связь    |    Друзья сайта     |    Последние отзывы     |    Чат     |    В начало