Воспоминания журналиста об Анне Ахматовой
В последние месяцы войны Анна Андреевна Ахматова вернулась в родной город. Мы, ленинградские комсомольцы, любили ее. В трудные блокадные дни белый томик ее стихов «Из шести книг» был с нами, многое из него мы знали наизусть. Мы восхищались и ее ташкентскими стихами, посвященными Ленинграду, Родине. Встретиться с нею было нашей заветной мечтой. Помню, сколько волнений пришлось мне пережить, прежде чем я решилась набрать номер ее телефона.
«Анна Андреевна,— выпалила я скороговоркой.— Звоню вам по поручению отдела пропаганды городского комитета комсомола. Не согласились ли бы вы встретиться с комсомольцами Ленинграда в бывшем Доме печати на Фонтанке и почитать свои стихи?».
Ахматова согласилась тотчас же. Я поняла, что она рада нашему предложению. Мы согласовали с ней день и час выступления, и она попросила меня зайти за нею.
И вот я иду к Ахматовой. Какие чувства я испытывала, передать невозможно: ведь я шла к великой поэтессе!.. В узкой темной комнате меня встретила высокая седая женщина, стройная и величественная, вся светящаяся добротой и радушием. Комната была очень скромно обставлена, у стены стоял большой «бабушкин» сундук. Анна Андреевна пригласила меня сесть, и мы сразу же разговорились, как добрые старые знакомые. Я почувствовала себя легко и свободно, словно дома. Оказалось, Анна Андреевна тоже волновалась; «А поймут ли меня, Леночка, молодые люди, поймут ли мои стихи?».
Я сказала, что все будет хорошо. Ее знают, любят, гордятся ей и ждут предстоящей встречи. Что читать? Все, что она сама захочет. Я рассказала Анне Андреевне, как мы ценим ее талант, как следили в годы блокады за всеми ее публикациями в газетах и журналах.
И вот Ахматова — в темном жакете, в длинной темной юбке — выходит на сцену. Зал встречает ее аплодисментами.
Она много и охотно читала в тот вечер: лирику, стихи о Пушкине, о Ленинграде. Голос у нее был несколько глуховат. Она читала так, словно говорила с близкими друзьями. Молодые рабочие слушали ее, затаив дыхание, просили почитать еще и еще. Анна Андреевна устала, но была счастлива. Она сказала, что не помнит, когда выступала перед такой благодарной аудиторией.
Позднее, уже после того, как закончилась война, мне довелось еще несколько раз встретиться с Анной Андреевной в Доме писателя.
Улыбка Маяковского
Осталось достаточно много изображений Маяковского, но фотографий, где он улыбается, очень мало. Почему?!
Его целеустремлённость, движение вперёд навстречу бурям и ветру, к революции, пожар сердца, любовные драмы. Не думаю, что всё это располагало к ямочкам на щеках. И потом, разве только Маяковский? А Пастернак на фотографиях смеялся? Или Горький? Это говорит о периодическом глубоком мыслительном процессе, что формирует характер, который очень сильно влияет и на внешний облик.
На фотографиях, где великий улыбается, его улыбка кажется такой улыбкой, которая защищает, располагает, это улыбка поддержки.
Но существует всем известный факт, что у Маяковского были проблемы с зубами, со временем он эту проблему устранил. Однако след от этой проблемы у него все же остался. В молодости, он по этому поводу, конечно же, комплексовал и старался скрыть свой физический недостаток. Таким образом прятать улыбку у него вошло в привычку, от которой было очень тяжело избавиться.
Неизвестный А.С.Пушкин
Все думают, что о Пушкине знают все. Но есть некоторые интересные факты из его биографии, которые он не афишировал.
- На вопрос со скольки Пушкин помнит себя, о всегда отвечал, что с 4 лет. Из его уст неоднократно слышали историю о том, как он чуть не попал под лошадь Александра I, который ездил на прогулку.
- В знаменитый лицей Александр Сергеевич поступил по знакомству. Дядя Пушкина – достаточно известный поэт Василий Львович Пушкин, был в дружбе с министром Сперанским, который основал этот лицей. Таким образом, он поспособствовал поступление юного поэта, который в списке успевающих учеников был вторым с конца.
- Первая влюбленность Пушкина была в лицее. Его брат, например не очень положительно отзывался о внешности поэта, а в письме Веры Александровны Нащекиной, которую любил Пушкин, говорится о его необыкновенной красоте.
- Его первая дуэль, так же как и первая любовь, произошла в лицее. Примечательно, что сам Пушкин бросал вызовы на дуэль более 150 раз, а его в свою очередь более 90. Главной причиной всех этих дуэлей были мелочи, оскорбления, проигрыш в споре и т.д.
- Пушкин имел довольно крупные денежные долги, которые успел заработать, играя в карты. Но чаще всего он находи средства, чтобы отдать все задолженности, а когда не мог или задерживал выплаты — писал на своих кредиторов насмешливые эпиграммы и карикатуры. Однажды это привело к крупному скандалу.
- А вот что пишут о Пушкине иностранная пресса. Произведение «Евгений Онегин» является первым русским романом (несмотря на то, что написан в стихах). Так было написано в Британской прессе 1961 года. Там же было сказано, что до Пушкина весь русский язык был не подходящим для литературы.
- В 1912 и 1914 годах вышли два сборника стихов Пушкина, которые стали большой редкостью, так как составителем их был В. Ленин. Это оказался псевдоним издателя Сытина. А предисловие к данным книгам написал Ульянов, которым оказался однофамилец.
- А этот факт скорее не имеет отношения к биографии поэта. В Эфиопии в 2001 году установили памятник Пушкину, на котором есть табличка с надписью: «Нашему поэту».
Пушкин хотел жить
Тайна гибели поэта Александра Пушкина до сих пор не дает покоя ученным и литературоведам, однако современные исторические данные не дают нам полной картины об обстоятельствах гибели поэта.
О жизни Пушкина мы знаем немного. Нам известны лишь какие-то общие факты, на которых мы строим наши дальнейшие домыслы и догадки, а то, как было это на самом деле нам предстоит еще только узнать. К примеру, большая часть документов свидетельствовавших о жизни и деятельности Пушкина написаны на французском языке, поэтому их мало кто анализировал. Во многих из них, однозначно можно найти новые и интересные факты.
Изучив историю дуэли на Черной речке, которая состоялась 8 февраля 1837 года, можно сделать несколько интересных выводов:
Все началось с неизвестного ранее рисунка, на котором изображен секундант Жорж Дантес — виконт Оливье д’Аршиака, который обнаружили некоторое время назад в Российском государственном архиве древних актов. Изучив биографию этого человека, можно определить его роль в истории с Пушкиным. Дуэль вряд ли могла быть ему по душе, так как дед д’Аршиака погиб на дуэли в 1817 году. Из-за этого он всегда старался примирить противников. И в ноябре 1836 года, когда Пушкин впервые вызвал Дантеса на дуэль, д’Аршиаку это (избежать дуэли) успешно удалось.
В День дуэли Пушкин, боясь, что д’Аршиаку снова удастся добиться перемирия, избегает встречи с ним.
Выясняется, что накануне дуэли Пушкин был в лавке Лисинкова, в гостях у Вревских и Ивана Крылова. После, проходя Пажеский корпус, он встречает писателя Федорова, где они разговаривают почти 2 часа, несмотря на то, что Пушкин всегда призирал его. Напрашивается вывод — поэт намеренно тянул время.
Существует, еще один интересный факт, заключавшийся в попытке уберечь своего секунданта Константина Данзаса от следствия за то, что тот скрывал готовящуюся дуэль. Заранее договорившись с ним, Пушкин уже потом, непосредственно перед самой дуэлью, сделал вид, что этот уговор возник спонтанно. Таким образом, были решены сразу два вопроса – Данзас был защищён, и возможность примирения стала невозможной. Однако потом все же Данзаса судили за то, что тот не донес о дуэли. Из его показаний можно выяснить, что тот встретил Пушкина в день дуэли около Летнего сада. Они молча ехали к французскому посольству, пока не увидели д’Арширака.
Одно стало ясно, что Пушкин сжег документы, которые компрометировали Данзаса, сохранив при этом только те, в которых д’Арширак неоднократно просил представить ему секунданта.
После смерти Пушкина появилась теория, что тот сам хотел покончить с собой с помощью руки Дантеса. И сейчас многие думают, что в последние недели жизни поэт думал, как побыстрей уйти из жизни. Однако это не так! Он очень хотел продолжать работать и жить и ни в коем случае не собирался умирать. Даже в день дуэли он просил о переводе своих пьес для журнала.
Тайна личности Шекспира
И личность, и жизнь Шекспира полны неразгаданных тайн. Одаренный, но малообразованный провинциал создал шедевры, и в наши дни, волнующие людей во всем мире. Этот феномен кажется настолько невероятным, что многие ученые, говоря о шекспировских пьесах, вообще отрицают авторство выходца из Стратфорда Уильяма Шекспира. Дискуссии о том, кто на самом деле скрывался под этим именем, не смолкают до сих пор.
Проблема авторства«Выдающийся литератор по имени «Уильям Шекспир» никогда не существовал. Это просто псевдоним другого лица». Основанием для подобных утверждений является почти полное отсутствие подлинных документов. Церковные книги подтверждают только факт крещения и вступление в брак уроженца Стратфорда по имени Уильям Шекспир. Почти все, что известно о лондонском периоде его жизни почерпнуто из легенд, пересказанных третьими лицами. Исследователям не знакомы рукописи Шекспира. Нет в нашем распоряжении каких-либо достоверных свидетельств об обстоятельствах его личной жизни. Поистине удивительным представляется сочетание деловой хватки Уильяма Шекспира и трепетных, проникновенных сцен из его пьес. В завещании Шекспира нет ни слова о рукописях. В свете этих фактов эпитафия, в которой Шекспир из гроба проклинает тех , кто осмелился потревожить его прах, приводит исследователей к мысли, что и могила скрывает какую-то тайну.
Ученых, считающих, что Уильям Шекспир из Стратфорда и автор «Отелло» — одно лицо, называют «стратфординцами». Тех же, кто убежден, что сын перчаточника Джона Шекспира не имеет никакого отношения к литературе, — «анти-стратфордианцами».
Френсис БэконОдним из первых «анти-стратфординцев» была американская писательница Делия Бэкон. В 1857 году она опубликовала книгу «Раскрытая философия пьес Шекспира», где заявляла, что авторами пьес Шекспира была группа вольнодумцев, объединенных одинаковыми политическими взглядами, во главе с философом Фрэнсисом Бэконом. Чтобы донести свои идеи до широкой публики, авторы изложили их в доступных театральных жанрах и из соображений безопасности подписались именем малоизвестного актера. Одержимая своей идеей, Делия Бэкон часами просиживала на могиле в Стратфорде, а однажды попыталась сдвинуть могильный камень, надеясь отыскать тайник с документами, открывающий тайну Шекспира. Вскоре после этого она заболела и лишилась разума, в чем многие усмотрели действие проклятия. Как бы то ни было, Делия Бэкон не смогла доказать теорию об авторстве Фрэнсиса Бэкона.
Кристофер МарлоЕще один претендент на авторство – поэт и драматург Кристофер Марло. Ровесник Шекспира, он одновременно с ним вошел в лондонский театральный мир. Однако, в отличие от коллеги-стратфордца, Марло получил блестящее университетское образование. Вращаясь в одном кругу, драматурги взаимно влияли друг на друга. Как и Шекспир, Марло видел истоки трагичности не во внешних обстоятельствах, а в жестоких внутренних противоречиях героев. В 29 лет Марло был убит по одной из версий, в пьяной драке. Приверженцы авторства Марло отвергают факт ранней смерти и ссылаются на тайную шпионскую деятельность драматурга при королевской особе. Гибель Марло была инсценирована в интересах короны, убеждены марловианцы. «Умерев», драматург появился в Лондоне в образе провинциального актера под именем «Уильям Шекспир» и написал лучшие шекспировские произведения. Впрочем, существует точка зрения, что после постановочной смерти драматург оставался в тени и сочинял, отказываясь от авторства в пользу Шекспира, посвященного в заговор.
Граф ОксфордВ начале ХХ века английский профессор-литературовед Томас Луни выдвинул гипотезу, что именем «Шекспир» свои сочинения подписывал поэт-аристократ Эдвард де Вер, граф Оксфорд. Его произведения удивительно подходили по стилю на поэму Шекспира «Венера и Адонис». В пользу своей теории Луни привел несколько аргументов. Граф Оксфорд был хорошо знаком с подковерными придворными интригами, коими изобилуют произведения Шекспира. Герб Оксфорда венчало изображение льва, потрясающего копьем. Наконец граф Оксфорд был известен как покровитель театральных трупп. Изучив произведения Шекспира, Томас Луни составил психологический портрет подлинного автора. Среди его характеристик – эксцентричность, глубокая образованность, принадлежность к высшему кругу общества, знание Италии, отсутствие меркантильных интересов, любовь к музыке, знакомство с аристократическими развлечениями. Всем заявленным качествам идеально соответствовал граф Оксфорд, но никак не Уильям Шекспир. В англоговорящих странах версия Луни очень популярна. Оксфорпдинской теории придерживался и Зигмунд Фрейд.
Главный аргументТаким образом, основным аргументом анти-стратфординцев является противоречие между личностью исторического Уильяма Шекспира и его произведениями. Те немногочисленные факты, на которые опираются апологеты обеих теорий, допускают противоречивые и двусмысленные толкования. Как бы то ни было, произведения, известные нам как шекспировские, являются плодом величайшего гения, выдающегося гуманиста и знатока человеческой натуры. Теории авторства, с одной стороны, безусловно, обогащают наше знание об эпохе Шекспира. С другой стороны, личность творца не делает его произведения лучше или хуже. Следует признать, что пафос многих анти-стратфординцев продиктован банальной завистью к достижениям «неотесанного провинциального гения».
Доходы Шекспира
В отличие от бедных актеров, составлявших в английских труппах подавляющее большинство, Шекспир был довольно обеспеченным театральным деятелем. Согласно многочисленным исследованиям, приблизительная сумма годового дохода Шекспира составляла двести фунтов стерлингов. Сюда входили и авторские гонорары, и проценты совладельца театра. Это было в десять раз больше жалования школьного учителя.
Шекспир заботился о выгодном вложении своих капиталов. Он был собственником и арендатором двух домов в Стратфорде, владельцем пахотных и пастбищных земельных угодий. В 1605 году Шекспир за 440 фунтов приобрел право взимать половину 10% налога на пшеницу, зерно, солому и сено в трех селениях в окрестностях Стратфорда – в Старом Стратфорде, Уэлкомбе и Бишоптоне. Это предприятие приносило ему 60 фунтов ежегодно. Он также не раз обращался в суд, требуя взыскания с должников.
По мнению авторитетных биографов, Шекспира прельщали не столько эфемерные восторги публики, сколько материальная прибыль, приносимая его творениями. В нем удивительным образом уживались вдохновенный гений и трезвый делец.
«Сын Шекспира»
Однажды за стаканом вина драматург Уильям Давенант (1606-1668) из Оксфорда поведал своим друзьям, что его настоящим отцом был сам Уильям Шекспир!
По пути из Лондона в Стратфорд Шекспир останавливался в Оксфорде, в таверне «Корона», владельцем которой был Джон Давенант, бывший какое-то время мэром Оксфорда. У хозяина таверны была привлекательная жена и семеро детей. Супруги Давенант будто бы весьма ценили общество Шекспира, а то якобы обольстил молодую трактирщицу. Помимо легенды о любовной связи между драматургом и миссис Давенант, придуманной Уильям Давенантом, существует версия, то Шекспир был крестным, а не родным отцом сына трактирщика.
Во всяком случае, никаких подтверждений кровного родства между Уильямом Шекспиром и Уильямом Давенантом не существует. Вероятно, Давенант просто сочинил эту легенду, а быть может, намекал на литературное родство и преемственность.